18+
  Войти, или Зарегистрироваться (Что мне это даст?)

История одного воздушного боя

30 Ноября 2013, 17:15

В этом году 3 декабря по инициативе Российского поискового движения впервые проводится «День неизвестного солдата». Сохраним память о подвигах нашего героического многонационального народа в годы Великой Отечественной войны на нашей Донской земле.

История одного воздушного боя

К великому нашему сожалению, неумолимо быстро бежит время, унося с собой свидетелей и героев Великой Отечественной войны. И сегодня все дальше уходят от нас события тех страшных огненных лет.

Просматривая сводки Советских воздушных армий, с приближением немецких войск к донским переправам, усиливается натиск воздушной авиации противника. В июле 42-го ежедневно в донском небе стали появляться немецкие воздушные разведчики Фоке-Вульфы. А ближе к середине месяца начались массированные налеты вражеской авиации на донские мирные хутора и станицы. Их основная цель была остановить, и взяв в окружение, уничтожить отступающие части Красной Армии. Но самым большим препятствий для фашистской авиации были советские соколы.

Сильно развитая воздушная разведка германской армии имела оборудованные по последним требованиям воздушные бронированные машины Фоке-Вульф Fw 189. Стремительному продвижению немецких войск вглубь нашей страны способствовала хорошо отлаженная разведывательная и диверсионная работа гитлеровцев. В этих направлениях им помогала разведывательная служба авиации, немецкие самолеты Нs 126 и Fw 189 — «знаменитые рамы». Они обеспечивали связь, корректировку огня, отслеживали передвижения войск РККА, наводили на цель эскадрильи бомбардировщиков, вели аэросъемку и транспортировали моторизированный десант. Первые «Фоке-Вульфы» 189 серии стали поступать после нападения на СССР. И, как правило, эти машины в первые годы войны редко сбивались. На восточном фронте Fw-189 прибрел новое назначение «железнодорожного ночного охотника» за русскими ночными бомбардировщиками, самолетами ПО-2. Но и за «Фоке-Вульфами» тоже началась охота советских истребителей. Как раз, начиная с лета 1942 года, когда бои шли на донской земле, несколько самолетов были сбиты. Позднее на Сталинградском фронте было сбито еще несколько немецких разведывательных машин. (Сайт «Война глазами немецких летчиков» Военное обозрение).

По воспоминаниям наших земляков — старожилов нашего района, после прилета таких монстров начинался кромешный ад. Донские переправы, хутора и станицы, расположенные рядом с переправами, подвергались массированной бомбардировке немецкой авиации. Причем немецкие летчики не считались с мирным населением. Нередко немецкие истребители носились над улицами, поливая разбегающихся жителей свинцовым дождем. Большие бомбы сбрасывались на переправы и скопление воинских частей в ожидании переправы, а мелкие и зажигательные бомбы, в основном, сбрасывались на жилые кварталы населенных пунктов.

Одним из очевидцев воздушных боев был четырнадцатилетний Паша Чеботарев. Отрывок из его воспоминаний:

«Над переправой и станицей закрутился немецкий воздушный разведчик: „Рама“. А он как полетает, так потом начинается бомбежка. А тут откуда-то сверху прилетел маленький наш исребок, его еще называли „ишачок“ (И-16) и давай его атаковать. Что тут началось! Эта фашистская громадина летает низко над домами, чуть ли не крыш касается, я думал, вот-вот церковь заденет и упадет. Бой практически шел над Доном, да в нашем районе у храма. Немец, видимо, прикрывался станицей. Но истребок бил метко, редко в сторону улиц попадали очереди из оружия нашего самолета. А немец, гад, не смотрел по сторонам, как даст очередями, только свист стоит, казалось над самой головой пули летят. Долго они кружились. Страшно было, вой стоит такой, что аж душа в пятки уходит. Интересно было смотреть, как маленький наш истребитель долбит большого фашиста. Но так он его и сбил. Задымил немец и потянул за остров Лучку, там где-то и упал. Но и наш что-то загрохотал, и с шлейфом дыма потянул на свой аэродром».

В подтверждение этого рассказа есть документы архивов Министерства обороны.

Из наградного листа лейтенанта Белоус Александра Александровича, штурмана 483-го истребительного авиаполка: «21.07.42г. при возвращении с боевого задания, в районе Константиновка, встретил два самолета Фоке-Вульф-198, смело атаковал их и сбил один из них. Самолет противника сгорел, летчик погиб». Подтверждает командир эскадрильи.

По рассказам очевидцев, после подобных воздушных боев два Советских летчика посадили свои машины за поселком Константиновским, один в стороне аэродрома, другой в стороне х. Ведерников, но оба летчика были мертвы. А где их захоронили, остается на сегодняшний день тайной.

В. Градобоев, руководитель сводного поискового отряда «Донской» по Константиновскому, Семикаракорскому и Усть-Донецкому районам.

Источник фото — http://yoga.forumbb.ru/viewtopic.php?id=130&p=2

Тэги: