18+
  Войти, или Зарегистрироваться (Что мне это даст?)
В этой теме 7 ответов [Последнее сообщение]


Из истории нашей станицы
20 Августа 2010, 02:35
Аватар пользователя Joda
Генерал-полковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 887
Статус: Оффлайн
Отрывок из очерка П.Н.Краснова "В Донской станице при большевиках", (февраль 1918 года)

Станица Константиновская лежит на реке Дон в девяноста верстах от Новочеркасска в глуши степей. Железной дороги к ней нет, и сообщение поддерживается летом пароходами по Дону, зимой лошадьми по степным шляхам на станцию Тацынскую или прямо на Новочеркасск. Станица хлебная и виноградная, очень богатая, в ней много каменных домов, электрическое освещение, водопровод, что, впрочем, не мешает ей утопать в садах, иметь маленькие домики, окруженные службами, чахлый станичный бульвар, место сбора всей станицы по вечерам, именуемый «брехалкою», (очень напоминает наш форум)и жить тихой, размеренной жизнью, полной мелких будничных сплетен и разговоров о цене на рожь, о том, что кислое молоко дошло до 2-х рублей за корец, о том, у кого отелилась корова, а у кого покрали кур.
К этому тихому углу я и приближался ясным вечером 11 февраля. Пахнуло запахом прелого навоза и соломенного кизячного дыма, родным вечерним запахом степной станицы, в котором столько прелести и какой-то тихой задумчивой грусти.
У спуска к низкому мосту через р. Дон, затертый белою пеленою льда, в степи, в отдалении замаячили знакомые силуэты колонны конной казачьей части. По однообразию тона пятна видно было, что идут строевые казаки или, как их тогда называли на Дону, да и повсюду, — «хронтовики».
Кто они, враги или друзья? Каковы их намерения, и если это большевики, то в какую же ловушку попадаем мы все, ища спасения и помощи здесь.
Мы проехали мост раньше казаков и втянулись в улицу, идущую наверх. Заскрипели под полозьями саней камни улицы, вправо и влево показались низкие заборы палисадников, переплет голых сучьев фруктовых деревьев и приземистые, крытые железом домики. Мы остановились у гостиницы Куницына. В грязных номерах было грязнее обыкновенного, пахло холодным табачным дымом, стены комнат были проплеваны чуть не насквозь, из небольшой столовой неслись хриплые мужские голоса — там обедала какая-то компания. С трудом удалось воткнуться в какой-то номер с сомнительной чистоты меблировкой и тускло горящим электричеством. Все было занято управлением окружного атамана. Я попросил пригласить атамана к себе.
* * *
Окружным атаманом был со времен Каледина войсковой старшина Лукьянов, человек лет сорока, ловкий, вкрадчивый. Всю свою службу он провел при Войсковом штабе на должности адъютанта и привык к обращению с начальством.
Он сейчас же явился ко мне в кителе с погонами и при шашке, и, представившись, не успел я ему что-либо сказать, как заговорил сам.
— Уезжайте, ради Бога, скорее отсюда, — говорил он. — Эх, и принесла же вас сюда нелегкая. Впрочем, куда вы уедете? Мост уже заняли казаки 9-го полка, пропуска никому не дают. Всех офицеров арестовывают. Сегодня ночью и меня арестуют.
Он говорил это спокойно, правда немного возбужденно, но говорил как человек, который со всем помирился и которому стало все безразлично.
Я рассказал ему о планах Атамана Назарова.
— Никуда это не годится. Сегодня ночью у нас будет «советская власть».
Что такое эта «советская власть» никто хорошенько не понимал, но всякий чувствовал, что надо снимать погоны, надо куда-то скрываться.
— Что же делать офицерам, которые едут со мною? — сказал я.
— Распыляться по хуторам.
— Атаман Назаров и члены Круга?
— Они сюда не приедут. Я удивляюсь, как и вы-то сюда пробрались. Нет, все кончено. На Дону советская власть.
Был какой-то фатализм в этих словах, было что-то величаво-спокойное в ожидании ареста и покорности той новой власти, которая вдруг сама появилась и захватила все в свои руки.
Каюсь — у меня этого преклонения перед самопроявившейся властью не было, и быть арестованным в четвертый раз, когда я только что выскочил из своего плена в Великих Луках, что-то не хотелось, и я высказал все это Лукьянову. Но борьба была совершенно немыслима, ибо все пало ниц, все признало советскую власть и покорилось ей.
Я решил скрываться. Кульгавов нашел удивительно добрых людей — одну старуху, вдову-казачку, женщину прямую и честную, которая, рискуя своею головой, приютила нас у себя с условием, что я никуда ходить не буду, прогуливаться буду по вечерам, когда стемнеет, по саду с высоким забором и спрячу у нее револьвер, погоны и Георгиевский крест. Есаул Кульгавов устроился поблизости у знакомых.
Мы исчезли среди садов и хат тихой и сонной станицы.
Ночью действительно в станице Константиновской стала советская власть. Во главе совета оказался приказчик местного Мюр и Мерелиза — Мореков, человек тупой, глупый и жадный, он наименовал себя «комиссаром Константиновской станицы», при нем возник военно-революционный комитет с военным комиссаром сотником Тапилиным. Сотник Тапилин торжественно отрекся от своего казачьего звания, обезоружил казаков и раздал оружие местным босякам, рабочим, приказчикам и ученикам реального училища, образовав из них станичную милицию.
Хмурились казаки, но надоевшие им за войну винтовки отдали милиционерам, признали Морекова и ожидали каких-то великих милостей и откровений от новой власти.
Войскового старшину Лукьянова и человек тридцать офицеров посадили в тюрьму, часовыми стала милиция, и станичные дамы и барышни стали носить туда ужины и обиды. По отзывам, там, жилось недурно, и было видно, что часовые и сами комиссары побаивались своих узников. Ждали поддержки из Новочеркасска, ждали красной гвардии и матросов и все грозили ими.
«Вот придут... Вот покажут... Никого живыми не выпустят... Всех буржуев передушат».
* * *
Газет не было. Жили слухами. На «брехалке» ежедневно появлялись «самозванцы», которые приходили из окрестных хуторов, и видели людей, бежавших из Новочеркасска, появились и беженцы из Новочеркасска.
Оттуда шли вести одна ужаснее другой. Атаман Назаров, временно исправлявший должность атамана, выбранный в первые дни после революции, Войсковой старшина Волошников, Груднев, тот самый, который 10 февраля встречал меня в собрании и так заботливо снабжал офицеров лошадьми, полковник Рот расстреляны большевиками. Старик генерал Исаев с библейской белой бородою, заведовавший госпиталями, убит на улице за то, что устраивал лазареты для «кадетов», и труп его оставлен лежать на улице города в назидание «буржуям», убит врач и сестры милосердия лазарета общества врачей г. Новочеркасска. Раненых и больных вытаскивали с коек и расстреливали на улице. Избивали мальчиков, кадетов и гимназистов; где-то нашли списки партизан и по ним разыскивали сподвижников доблестного Чернецова. Выдавала домашняя прислуга и за три рубля указывала красной гвардии, где скрываются те, кто с нею боролся. Большевики принесли с собою страшное разложение, моральный упадок нравов — честь стала предрассудком, честность — анахронизмом.
Трупным запахом, кровью замученных невинных жертв несло оттуда, и казалось, что какая-то черная туча надвигалась на столицу Донского казачества и поглотила ее без остатка.
* * *
Станица притаилась, но жила своею жизнью. Моя хозяйка-старуха все возмущалась нараставшей дороговизной. «Мука стала 15 рублей пуд, — слыханное ли дело, а, батюшка? А все Мореков. Ну, где ему править! Ему с аршином стоять, а не станицей править. И казаки недовольны!» — ворчала она за обедом.
Притихшая было «брехалка» снова ожила. По настоянию казаков все офицеры, и в том числе Лукьянов, были выпущены, и станичные барышни делали им овации. Какой-то безусый хорунжий ходил в погонах и шпорах, и комиссар не смел его арестовать.
«Хронтовики» партиями исчезали из станицы и возвращались через несколько дней с отличными лошадьми, взятыми от коннозаводчиков. Они не могли утерпеть, чтобы не похвастать добычей перед своими бывшими офицерами. Приходили по утрам, таинственно вызывали скрывавшегося «арестанта» и говорили: «Глянь-ко, Петра Александрыч, какого жеребца я надысь привел с Корольковской зимовки. Знатный жеребец!»
Мореков ежедневно переговаривался по телефону с Новочеркасском, где комиссарили пьяный дегенерат Голубов, неграмотный и грубый Подтелков и зверский палач Медведев, и все грозил, что он приведет Константиновскую в порядок.
— Новочеркасск требует крови, — говорил он, — Новочеркасск не доволен тем, что не было в станице расстрелов.
Каждый день по станице ходили слухи о предстоящих ночью арестах. Облагали богатых граждан данью в два миллиона рублей, но никто ничего не давал, и Мореков и Тапилин молчали. Казаки-большевики 2-го и 9-го полков не исполняли приказов и медленно, но верно расходились из станицы, разочарованные большевистской властью, разжигалась всегда большая рознь между казаками и иногородними, и комиссары чувствовали, что казаки не на их стороне. Дружина из иногородних была труслива, не умела владеть оружием и была недостаточно кровожадно настроена.
Мореков просил присылки матросов и красной гвардии. Но матросам и красной гвардии не улыбалось ломать поход по степи, они упивались властью в Новочеркасске и Ростове. Да и боялись казаков.
— Вот откроется Дон, станет навигация, пароходом придем, всех буржуев передушим, кровушки напьемся, — говорила власть из Новочеркасска.
А «брехалка» подхватывала эти слова, ахала, возмущалась, трепетала, девицы по вечерам прижимались к кавалерам, будущим жертвам палачей, и еще веселее с истеричным надрывом смеялись, и росло и крепло чувство в станице, что так нельзя жить, что это не власть и не правительство.
Трепетали Мореков и Тапилин, заискивали перед казаками. Приказали произвести выборы полкового командира. 9-й полк избрал своего бывшего командира полковника Короченцова.
Отрезвлялись казаки. А когда с первым весенним теплом потянуло от черной степи ароматом чернозема, когда задрожало в розовом тумане степное марево и стали мычать коровы, просясь на луговой простор станичной толоки, — зашумела станица, и грозные стали предъявлять требования комиссару и его совету.
Поднимался весь Дон снизу доверху и шел изгонять большевиков и советы.
   
20 Августа 2010, 02:35
Рядовой
Группа: Пользователь
Сообщений: 10
Статус: Оффлайн
Дата: 24 Августа 2010, 21:32
Аватар пользователя boldyrev
Подполковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 200
Статус: Оффлайн
Царствие Небесное Петру Николаевичу! Вечный Покой! У него даже могилы не осталось, а именем Тапилина улица названа в станице...
__________________

Ст. Константиновской I Донского Округа Всевеликого войска Донского казак Иван Болдырев
Член Комиссии ЮФО в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества

  
Дата: 25 Августа 2010, 00:27
Аватар пользователя ЗЕЛ
Подполковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 225
Статус: Оффлайн
Quote200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');">У него даже могилы не осталось,

Могила есть (она всегда есть) только вот где она...
На донской земле, столько костей, что порой по ним ходим и не знаем.
Вот история из моей практики:
С Ведерниковского бугра, вниз к фермам и насыпи (по дороге к пионерскому лагерю) все мы спускались тысячу раз:
Однажды бульдозер подчищал эту дорогу, непосредственно в начале спуска, после ливней и вскрыл под грунтом человеческие кости, очень много костей.
Земля над братской могилой была первозданной, видно, что место это не тревожили много десятков (если не сотни) лет. Грунт там известково-песчаный, сухой, не располагающий к тлению, там бы и кости динозавров сохранились, не то что людей.
Приехали мы с прокуратурой, посмотрели с А.И. Кавуновым на желтые косточки и попросили... чтобы трактор назад это кладбище прикопал.
Кто его знает, что за люди...
Будете проезжать по этому месту, по косточкам... вспомните их, безымянных, тоже.
А может сейчас время изменилось, появился какой поисковый отряд, там бы пошарить металлоискателем, посчищать землицу аккуратно, пораспрашивать старожилов, не было ли старинное Ведерниковское кладбище на этом месте.
Если нет, то вдруг это наши ребята с Отечественной... или немцы, их тоже не мало лежит, если они - можно пригласить из ФРГ, чтобы перезахоронили в сторону от дороги и памятник поставили своим (если это правда немцы а не белогвардейцы или еще дальше... скифы тысячелетние).
Мы тогда с Игнатьичем толком и не разобрались... блин.
__________________

Наблюдаю за наблюдателями.

  
Дата: 25 Августа 2010, 03:32
Аватар пользователя Ликвидатор
Генерал-полковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 495
Статус: Оффлайн
Вот тут ты, Миша, прав на 100%,
К сожалению в нашем районе поисковикам не только
не оказывают содействия, но и препятствуют,
Непонятная какая-то власть у нас сейчас или командир неправильно понял полётное задание....
  
Дата: 25 Августа 2010, 03:53
Аватар пользователя Joda
Генерал-полковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 887
Статус: Оффлайн
boldyrev пишет:
У него даже могилы не осталось


Готовится материал по мемориалу Краснову. Фото, видео, историческая справка.
К сожалению есть некие технические причины, да и банально, недостаток времени, что бы все это выложить.
   
Дата: 25 Августа 2010, 08:12
Аватар пользователя boldyrev
Подполковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 200
Статус: Оффлайн
Joda пишет:
Готовится материал по мемориалу Краснову.

Мемориал в Еланской?

Добавлено (25 Август 10, 9:12 Am)
---------------------------------------------
ЗЕЛ пишет:
Могила есть (она всегда есть) только вот где она...

После казни прах П.Н. Краснова был высыпан в могилу невостребованнных прахов №3.
__________________

Ст. Константиновской I Донского Округа Всевеликого войска Донского казак Иван Болдырев
Член Комиссии ЮФО в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества

  
Дата: 25 Августа 2010, 10:57
Аватар пользователя Joda
Генерал-полковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 887
Статус: Оффлайн
boldyrev пишет:
Мемориал в Еланской?


Да. Собственно других нет. Если есть обратная информация поделись плз.
   
Дата: 25 Августа 2010, 11:53
Аватар пользователя boldyrev
Подполковник
Группа: Пользователь
Сообщений: 200
Статус: Оффлайн
Joda пишет:
Если есть обратная информация поделись плз

Есть, вернее был. Стелла на Патриаршем подворье (м. Сокол). Уничтожена 2 года назад активистами группировки "Красный Блицкриг" - террористической организации необольшевиков. А Еланский мемориал - штука совершенно неоднозначная, на мой взгляд.
__________________

Ст. Константиновской I Донского Округа Всевеликого войска Донского казак Иван Болдырев
Член Комиссии ЮФО в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества

  

Войдите на сайт для отправки комментариев